"Устная речь"
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

Нарушение звукопроизношения, дефекты звуковой реализации речи у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов произношения фонем (звуков).

Характеризуется нарушением звукослоговой структуры слова, просодики, искажением звуков, как в комплексе, так и в отдельности.




Фонетико - фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения звуков.

К этой категории относятся дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом.

Нарушение воспроизведения звуков у ребенка с такой патологией связано с недостаточным различением звуков (произношение которых может быть и не нарушено).

Нарушения звукопроизношения проявляются в отсутствии, искажении, заменах и смешениях звуков. Характерны нарушения дифференциации звуков на слух, особенно близких по акустическим признакам.

Нарушения звукослоговой структуры проявляются в искажении слоговой структуры слова и звуковой структуры слога, особенно со стечением согласных (пропуски, перестановки слогов, звуков).

Специалисты выделяют несколько групп детей с данным диагнозом:
- дети, у которых возникают затруднения только в различении нарушенных в произношении звуков;

- дети, у которых нарушено различение большого количества звуков из разных фонетических групп;
- дети с глубоким фонематическим недоразвитием, которые вообще не различают отношения между звуковыми элементами, не способны выделить звуки из слова и определить их последовательность.


В ходе специальных коррекционных занятий логопед учит такого дошкольника узнавать и различать звуки родного языка, формирует их правильные уклады, закрепляет должное произношение и различение звуков в речи, формирует умение производить звуко-слоговой анализ слова, что помогает ребенку в дальнейшем избежать стойких ошибок при овладению письменной речью.

Общее недоразвитие речи (ОНР)

Различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Характерным является позднее начало развития речи, бедный словарный запас, аграмматизмы, дефекты произношения.

1-й уровень такого речевого недоразвития характеризуется практически отсутствием речи. Понимание обращенной речи недостаточное. Общение проходит с помощью жестов, мимики, лепетных слов, звукоподражаний, небольшого количества слов («мама», «баба» и т. п.).

2-й уровень характеризуется тем, что, кроме лепетных слов, появляются слова обиходного характера. Высказывания бедны. Фраза грубо аграмматична (несогласование в роде, числе, падеже существительных и прилагательных; ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов; пропуски членов предложения; предлоги опускаются или заменяются; игнорирование прилагательных и союзов). Нарушено произношение всех основных групп звуков. Грубо нарушена слоговая структура слов (упрощение слов; перестановка слогов).

3-й уровень. Понимание обращенной речи близко к норме. Дети говорят развернутыми, но простыми фразами. Могут поддержать беседу, составить небольшие рассказы по картинкам. Однако присутствуют элементы лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Словарь ниже возрастной нормы: незнание многих обычных слов, неточное употребление слов. Недостаточны практические навыки словообразования. Стойкие нарушения в слоговой структуре многосложных слов. Недостаточная дифференциация отдельных близких по звучанию и артикуляции звуков. Нарушено звукопроизношение наиболее трудных звуков. Трудности автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи.

Встречаются дети 3-го уровня с нормальным звукопроизношением, но с недостаточно развитым фонематическим слухом.


                                               Дизартрия

Нарушение произносительной стороны речи, из-за недостаточной иннервации речевого аппарата.

Дизартрия возникает в результате органического поражения центральной нервной системы во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Основными клиническими признаками дизартрии являются:
  • нарушение мышечного тонуса в речевой мускулатуре,
  • ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за парезов или параличей,
  • нарушение дыхания и голосообразования.
  •  
Поэтому в выраженных случаях дизартрии, помимо нарушения звукопроизношения, часто наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), синкинезии (сопутствующие движения), расстройства речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи. Речевое развитие детей с дизартрией протекает своеобразно. Ребята поздно начинают говорить, поэтому они имеют ограниченный речевой опыт. Грубые нарушения звукопроизношения приводят к недостаточному накоплению активного словаря и отклонениям в формировании и развитии грамматического строя речи.

В физическом статусе детей – дизартриков отмечаются общая физическая слабость, двигательная недостаточность, проявляющаяся в нарушениях равновесия и координации движений.

В вегетативной нервной системе изменения проявляются в потливости верхних и нижних конечностей, повышенном слюноотделении и слюнотечении.

В психологическом статусе возможны нарушения эмоционально – волевой сферы, которые проявляются в пугливости, повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем раздражителям или наоборот в вялости, пассивности, безинициативности, двигательной заторможенности.

Для дизартриков характерны повышенная утомляемость, низкая работоспособность, неустойчивое, рассеянное внимание, трудности в переключении, ослабленная память, низкий интеллектуально-познавательный уровень.
Яндекс.Метрика
Сайт сделан студией Проксимо, входящей в Клуб Сайтостроения Вебеби